,

Сюрпризы телевика
или
на что влияет фокусное расстояние объектива

Часто один из любимых вопросов новичка в фотографии касается кратности зум-объектива. Многие считают, что чем больше кратность зум-объектива тем лучше - сильнее можно приблизить отдалённый объект фотосъёмки! А вы тоже пользуетесь зумом как подзорной трубой?

Давайте попробуем разобраться, чем руководствуется профессиональный фотограф при выборе объектива для фотосъёмки точнее, при выборе основной характеристики объектива - фокусного расстояния.

Всегда ли большая кратность зум-объектива это хорошо?

Нет, я не хочу сказать что большая кратность зум-объектива это плохо. Часто это очень хорошо, поскольку цифровой компактный фотоаппарат имеет несъёмный объектив и большая кратность зум-объектива даёт свободу выбора фокусного расстояния. Но при выборе фотоаппарата нужно учитывать, что вместе с кратностью зум-объектива растут и оптические искажения.

Кратность зум-объектива это коэффициент, показывающий на сколько изменяется его фокусное расстояние. Кратность зум-объектива обычно обозначается со знаком умножения, например, для объектива Canon EF-S 18мм-200мм кратность зума составлет 200/18=11,1 и обозначается 11Х.

Другое дело фотоаппарат со сменным объективом (всё равно зеркальный или беззеркальный компакт) - здесь фотограф может сам выбрать объектив с нужным фокусным расстоянием в зависимости от вида фотосъёмки и своего замысла. Ограничение только одно - цена объектива и совместимость с самой фотокамерой. Хороший объектив для зеркальной фотокамеры часто стóит дороже самого фотоаппарата.

Как фокусное расстояние объектива влияет на фотографию?

Фокусное расстояние объектива и пространственная композиция фотографии

Три фотографии ниже показывают, как изменяется пространственная композиция фотография (кажущееся расстояние между объектами находящимися на разном расстоянии от фотоаппарата) в зависимости от фоксного расстояния применяемого объектива.

При фотосъёмке бокалы не пермещались. Для получения одинакового масштаба на фотографии вместе с изменением фокусного расстояния объектива перемещался фотоаппарат - при фотосъёмке длиннофокусным объективом фотоаппарат был отдалён от снимаемой сцены, а при использовании короткофокусного объектива, наоборот, придвинут ближе.

Оценивайте пространственную композицию этих фотографий и делайте выводы.
Пояснения – чуть ниже фотографий

нормальный объектив - нормальный масштаб телеобъектив сужает пространство короткофокусный объектив
Так видит невооруженный
глаз человека и
нормальный объектив
Сближаем несближаемое
длиннофокусным объективом
Отодвинуть недвигая помогает
короткофокусный объектив

Нормальный объектив или мир такой как есть

Если фокусное расстояние объектива примерно равно диагонали матрицы фотоаппарата то такой объектив называют нормальным (иногда стандартным), потому что он передает изображение примерно так, как его видит человек невооруженным глазом. Ещё один плюсик нормального объектива - минимальные геометрические искажения пространства (дисторсия). В цифровых компактных фотоаппаратах с кратностью зум-объектива около 4Х нормальному объективу соответствует среднее положение зум-объектива. Применяйте это положение зум-объектива или нормальный (стандартный) объектив в большинстве своих кадров, особенно тогда, когда важно передать снимаемый объект с минимальными геометрическими искажениями.

Длиннофокусный объектив - это бинoкль или средство композиции кадра?

Приближение объекта фотосъёмки – это самое простое применение теле-объектива или максимального зуммирования (приближения) зум-объектива - в любом случае мы имеем дело с длиннофокусным объектива. Когда нет возможности подойти к объекту съёмки поближе, тогда , понятное дело, большая кратность зум-объектива или длиннофокусный объектив позволяет фотографу "дотянуться" до объекта съёмки и сделать более или менее крупнокадровый фотоснимок. Но всё ли так просто?

Начинающие фотографы очень любят снимать на длинном конце зум-объектива, однако здесь нужно помнить, что для фотосъёмки с длиннофокусным объективом или мощным зум-объективом необходимо очень крепко держать фотоаппарат. Любое минимальное сотрясение фотокамеры усиливается на фотографии с коэффициентом равным кратности зум-объектива! Если нет штатива или надёжной опоры то можно укоротить выдержку.

Если вы не уверены, разделите эквивалентное фокусное расстояние объектива на 2. Это и будет знаменатель самой длинной выдержки для фотосъёмки с рук. Например, для теле-объектива с фокусным расстоянием 250мм самая длинная выдержка при съёмке без штатива составляет 1/125сек.

Кроме того, при большом фокусном расстоянии объектива обычно сильно увеличиваются аберрации (цветная кайма на контрастных объектах) - здесь немного помогает прикрытая на 2-3 деления диафрагма. Но постойте, скажете вы, закрыли диафрагму и укоротили выдержку? А где же света столько взять? Можно поднять чувствительность матрицы, но, естественно, ценой увеличения шумов... Так что, за наше нежелание подойти поближе к объекту фотосъёмки мы платим качеством фотографии...

Надеюсь, теперь вы понимаете почему большая кратность зум-объектива - это не самое лучшее решение, так же как и применение телеобъектива вместо того, чтобы подойти к фотографируемому объекту ближе. Тем более, что у телеобъектива вообще-то несколько другое назначение, чем банальное использование его в качестве бинoкля!

Когда же применять теле-объектив или использовать максимальное увеличение зум-объектива исключая случай, когда мы не можем подойти поближе? Тогда, когда вы хотите сжать пространство. Посмотрите как длиннофокусный объектив сблизил бокалы при 10Х зуме. А ведь в действительности их никто не перемещал. В этом прмере, для сохранения масштаба, переместился только фотоаппарат. Используйте это свойство телеобъектива сжимать пространство, например, когда вы хотите сделать уже ставший классическим снимок "Солнышко в ладошке".

Короткофокусный объектив или я пaмятник воздвиг...

Короткофокусный объектив обычно применяют когда нужно как бы раздвинуть пространство. При этом объекты, находящиеся далеко от камеры становятся ощутимо меньше, а близкие объекты практически не изменяют своего размера. Используя короткофокусный объектив мы не только раздвигаем пространство слева и справа (используя широкий угол зрения короткофокусного объектива), но и как бы отодвигаем далёкие предметы ещё дальше.

Взгляните на фото двух бокалов в начале этой статьи - в сравнении с фотографией полученной нормальным объективом, дальний бокал переместился ещё дальше. На самом деле бокалы остались на своих местах, приблизилась только фотокамера, чтобы сохранить одинаковым масштаб переднего плана. Наиболее подходящий сюжет для короткофокусного положения зум-объектива - пейзаж, тем более, что при таком зуме заметно возрастает глубина резкости.

Если снимать объект широкоугольным объективом с нижней точки, то можно добиться эффекта возвышения - объект фотосъёмки будет казаться значительно выше и выразительнее, я бы сказал, более помпезным. Использование короткофокусного объектива совместно с нижней точкой фотосъёмки придал объёкту съёмки монументальность. А вот если снимать объект короткофокусным объективом, но сверху, то можно получить эффект полёта - всё что попадёт в объектив будет казаться гораздо дальше. А вертикальные линии при этом ракурсе будут казаться длиннее и тоньше.

короткофокусный объектив и верхняя точка съёмки широкоугольный объектив и нижняя точка съёмки
Такая большая гoлoва
на таких xудых нoгax - работа
короткофокусного объектива
Ну просто пaмятник!
Это тоже заслуга
короткофокусного объектива

Однако будьте осторожны с коротким концом зум-объектива - возможно искривление прямых линий (дисторсия) и заметное виньетирование кадра при полностью открытой диафрагме. Последнее легко исправить прикрыв диафрагму на 1-2 значения. Впрочем, лёгкое виньетирование иногда придаёт фотографии едва уловимый налёт истории...