Пейзаж и макросъёмка

Как красиво сфотографировать пейзаж

Пейзаж и макросъёмка - что может быть общего в этих настолько разных жанрах фотографии? Если вы уже изучили урок про глубина резкости то уже можете догадаться что вам нужно сделать, чтобы правильно сфотографировать пейзаж.

И хотя макросъёмка технически довольно сильно отличается от пейзажной фотографии - всё же оба эти вида фотосъёмки являются противоположностью портрету, в том смысле, что требует максимальной резкости по всему кадру. Да и законы композиции в пейзаже и макро фотографии пересекаются - композиционные приёмы макро-фотографии можно легко переносить в пейзажную фотографию и наоборот. Поэтому, пейзаж и макросъёмка объеденены в один урок. Однако, есть и существенные различия...

Фотография пейзажа требует большого угла обзора, чтобы зритель почувствовал широту пространства, переданную фотографом.

Чтобы максимально охватить фотографируемое пространство в пейзажной фотосъёмке, вам нужен максимально широкий угол зрения объектива. Поэтому, zoom вашего фотоаппарата нужно поставить на минимальное фокусное расстояние (максимальное удаление). При этом маленькое фокусное расстояние объектива позволит не только увеличить угол зрения и расширить пространство на пейзажном фотоснимке, но и добиться резкости отдалённых объектов.

Чем большей глубины резкости мы добъёмся, тем лучше! Поэтому, переключаем фотоаппарат в режим Av(А) - приоритета диафрагмы и закрываем диафрагму, насколько позволяет ваш фотоаппарат и условия съёмки (например, f/16).

Вспоминаем основные правила композиции в фотографии и располагаем правильно линию горизонта. Камеру не заваливаем на бок - линия горизонта, столбы, деревья, здания должны быть параллельны краям кадра!

Фотографируя пейзаж, добавьте в кадр крупные, хорошо узнаваемые объекты на самом дальнем плане. Хорошо, если в пейзаже будут объекты на переднем плане (даже если они не резкие). Так можно усилить ощущение глубины пространства и добиться объёмности плоской фотографии пейзажа, особенно при легкой дымке. Ещё лучше, если объекты на переднем плане будут располагаться в виде рамки.

Примеры фотографий пейзажа

Например, на пейзажной фотографии ниже мы видим дерево на переднем плане и горы в лёгкой дымке на заднем плане. Здесь ничего необычного нет. Но, мы ведь привыкли, что горы всегда больше деревьев, а на этом пейзаже всё наоборот! Значит, горы очень далеко от нас - так воспринимет этот пейзаж наш мозг, причём, без нашего участия :о) А лёгкая дымка, прикрывающая самый дальний план пейзажа, ещё больше усиливает воздушную перспективу.

урок по пейзажной фотографии

Непривычнность масштаба переднего и заднего плана
усиливает пространственную перспективу на пейзажной фотографии

Если в пейзажный кадр попадает водопад или ручей, длинная выдержка придаст этим объектам эффект движения. В этом случае, фотоаппарат лучше перевести в режим приоритета выдержки Tv(Т,S).

Чтобы размыть воду получше, возможно, вам понадобиться нейтральный светофильтр. Однкао, не забудьте, что длинная выдержка требует использования фото-штатива. Для морского пейзажа желательно применить поляризационный светофильтр – он удалит очень яркие блики и придаст морской воде бòльшую прозрачность.

правила фотографирования пейзажа

Длинная выдержка при фотосъёмке пейзажа придаёт необычную мягкость потокам воды

Отличный пейзаж получится если вы сумеете найти естественное обрамление вашему кадру. Естественная рамка заставляет зрителя искать главный объект съёмки в центре кадра, поэтому здесь уместно нарушение классического правила композиции в фотографии.

правила фотографирования пейзажа

Пейзаж с естественным обрамлением

5 основных правил пейзажной фотосъёмки

  1. Использовать короткофокусный объектив или настроить zoom на минимальное приближение
  2. Закрыть диафрагму для увеличения глубины резкости
  3. Усилить перспективу, добавив в пейзаж хорошо узнаваемые объекты на переднем и заднем плане
  4. Найти и использовать естественное обрамление
  5. Если в пейзаже присутствует вода - экспериментируйте с короткой и длинной выдержкой


Макросъёмка - фотосъёмка объектов очень крупно

Макросъёмка это очень увлекательное занятие, но не многие начинающие фотографы уделяют ей должное внимание, несмотря на то, что компактные фотоаппараты с маленькой матрицей дают очень большую глубину резкости, которой так часто не хватает на при макросъёмке зеркальными фотокамерами.

Фотографируя мелкие объекты с очень близкого расстояния обязательно используйте специальный режим для макросъёмки и/или длиннофокусный объектив.

Hе забывайте,  что при съёмке длиннофокусным объективом, да ещё с близкого расстояния глубина резкости очень мала и чтобы сфотографировать весь объект макросъёмки резким, вам придется закрывать диафрагму. Поэтому при макросъёмке фотоаппарат лучше переключить в режим приоритета диафрагмы Av(A)

правила макросъёмки

При фотосъёмке с близкого расстояния глубина резкости очень маленькая

Поскольку объектив с закрытой диафрагмой пропускает меньше света, вам придётся удлинять выдержку - в этом случае вам понадобится фото-штатив.

Использование встроенной фотовспышки для макросъёмки гораздо выгоднее, чем при других видах съёмки, поскольку ваш объект сравнительно мал относительно фотовспышки, к тому же вы сможете получить довольно инетересный фоновый эффект.

Если, кроме встроенной фотовспышки, для макросъёмки использовать дополнительные источники света или отражатели света (например, кусок белого картона) установленный на штатив или вкопанную в землю палку, то можно получить отличные макрофотографии, даже пугливых насекомых!

Между прочим, большинство профессиональных макро-фотографий (даже снимки насекомых) получены в фото-студии со специально поставленным освещением.

Фокусироваться лучше в ручном режиме. Во-первых, жужжание электромотора фокусировки может испугать вашу макро-фотомодель. Во-вторых, при макросъёмке проще фокусироваться не настройкой резкости на фотоаппарате, а перемещением фотоаппарата ближе или дальше относительно снимаемого объекта.

Для этого нужно настроить фокусировку приблизительно и переключить фотоаппарат в ручной режим фокусирорвки MF - т.е. отключить автоматическую фокусировку AF

правила макросъёмки

Фокусируйтесь в ручном режиме фокусировки перемещением фотоаппарата

Когда вы красиво скадрируете ваш макроснимок и будете готовы нажать кнопку спуска затвора - проконтролируйте резкость самой важной части кадра и, при необходимости, легонько переместите фотоаппарат ближе ли дальше (всего на несколько миллиметров), пока не поймаете максимальную резкость - теперь замрите, задержите дыхание и мягко нажимайте кнопку затвора.

3 основных правила макросъёмки

  1. Использовать длиннофокусный объектив или настроить zoom на максимальное увеличение
  2. Закрыть диафрагму для увеличения глубины резкости
  3. Фокусироваться в ручном режиме перемещением фотоаппарата

Макросъёмка зеркальным фотоаппаратом может потребовать специального оборудования для макросъёмки, чтобы раскрыть все возможности зеркальной фото-камеры.

Впрочем, макросъёмка компактным фотоаппаратом (мыльницей) имеет свои особенности.


Из цитатника фотографа

Всё, что я могу сделать в своих статьях это стимулировать мысль, разъяснить некоторые технические факты и датировать свою работу. Когда я проповедую резкость, блеск, масштаб и прочее, я просто произношу слова, потому что нет слов, которые могут действительно описать тот язык и качества отпечатка, говорящего "вот оно"

Ансел Адамс