http://freefotohelp.ru/articles/gde_bokeh.html

Как на фотографии размыть фон

На многих фотографиях, особенно портретах, фотографы-профессионалы очень любят красиво размывать фон. Делается это для того, чтобы акцентировать внимание зрителя на главном объекте съёмки и, в то же время, красиво размытый фон придает портрету особый шик. Такое решение называется изолированием главного объекта фотосъёмки расфокусировкой. Красиво размытый фон часто называют на французский манер - красивое боке (bokeh).


Красиво размытый фон придает портрету особый шик

У фотографа, знающего как управлять глубиной резкости изображаемого пространства (ГРИП), не возникает вопросов о том, как размыть фон при фотосъёмке. Да и начинающему фотографу изучающему выделение объекта съёмки расфокусировкой фона понятно всё - нужно просто открыть диафрагму, насколько это позволяет объектив фотоаппарата. Это понятно, пока новичок в фотографии не начинает фотографировать, опираясь на новые знания. А потом начинается самое интересное...

Сколько не открывай диафрагму, всё равно, большинство объектов в кадре остаются достаточно резкими! У начинающего фотографа, который как правило фотографирует компактным фотоаппаратом, иногда начинается лёгкая паника по поводу правильности своих знаний.

Хочу сразу успокоить, ошибки никакой нет - для получения красивого боке достаточно полностью открыть диафрагму объектива. Так в чём же проблема? Что же начинающий фотограф делает не так?

Почему на фотографии не размывается фон?

А дело вовсе не в фотографе. Проблема скрыта в компактном фотоаппарате. Точнее не в самом фотоаппарате, а его компактности. Да-да, отсутствие размытого фона на ваших фотографиях плата за компактность вашего фотоаппарата. Точнее дело не в самом фотоаппарате, а в размере матрицы фотоаппарата.

А какая связь между диафрагмой объектива и размером матрицы? Ведь относительное отверстие (диафрагма объектива) не зависит от размера матрицы! Да и цифры на объективе, говорят о том, что максимально открытая диафрагма на некоторых мыльницах больше, чем на большинстве китовых объективов зеркалок - например, мыльница Canon серии PowerShot снабжена объективом со светосилой 1:2,8 в то время, как китовый объектив зеркалки начального уровня от Canon имеет светосилу 1:3,5.

А всё дело, как раз в единичке (1) стоящей перед значением диафрагмы. Объектив любого фотоаппарата подбирается исходя из физического размера матрицы. И чем меньше матрица, тем меньше фокусное расстояние объектива. Ваша мыльница не исключение. А фокусное расстояние (f или F) связано с относительным отверстием (диафрагмой) объектива - собственно оно потому и называется относительным, что измеряется относительно фокусного расстояния, только в записи 1:2,8 мы сократили обе части выражения на фокусное расстояние конкретного объектива.

Здесь нужно отметить, что речь идёт об абсолютном фокусном расстоянии объектива, а не о его эквиваленте для 35мм плёночной камеры. При неизменном размере матрицы увеличение фокусного расстояния объектива не приводит к увеличению ГРИП. По крайней мере, математически это так, хотя визуально часто кажутся и не так :о) Да и вообще, некорректно сравнивать кадры, полученные при съёмке объективами с разным фокусным расстоянием потому, что кадры получаются совершенно разные.

Но всё же давайте попробуем сравнить зеркальную камеру с полноформатной матрицей (24 × 36 мм) и "мыльницу" с матрицей в 5 раз меньше (кроп-фактор равен 5). Надеюсь, вам понятно, что если применить понятие кроп-фактора для полноразмерной матрицы то он будет равен 1.

При одинаковой диафрагме, скажем f/4, на компактном объективе мы получаем некий условно-абсолютный размер относительного отверстия диафрагмы в эквиваленте для полноразмерной матрицы равный 4×5=20. А для полнокадровой камеры эта величина останется неизменной 4х1=4.

Теперь вы почувствовали разницу? Диафрагма f/4 на компактном фотоаппарате примерно соответствует диафрагме f/20 на полной матрице! Это же почте полностью закрытая диафрагма! О каком же размытом фоне мы можем мечтать при таком раскладе?

Между прочим, второй конец палки: чтобы получить достаточно резкий кадр, фотографируя зеркальным фотоаппаратом, приходиться довольно сильно диафрагмировать объектив. Спасает лишь высокое значение ISO и сравнительно низкая шумность матрицы большого размера.

И всё же, если вы фотографируете компактным фотоаппаратом (мыльницей) при определённых условиях вы можете сделать фотографию с размытым фотоном!