уроки фотографии на Бесплатная фотошкола

Урок фотографии №4 Глубина резкости - ГРИП

Первая часть урока о глубине резкости

Если вы внимательно рассматривали свои или чужие фотографии вы могли заметить, что на одних фотографиях всё что попало в кадр достаточно резко, а на других - наоборот, только важный объект в кадре резкий и чёткий, а всё остальное как бы размыто нерезкой пеленой. Почему так получается? Как это делают: во время фотосъёмки или в фотошопе? Для чего это нужно, если сделано намеренно: потому что так красивее или есть ещё какие-то причины? Почему профессиональные фотографы называют это загадочным сочетанием слов Глубина Резко Изображаемого пространства? Хотите разбираться с этими что, почему и как?

Тогда начинаем самый сложный для понимания, но в тоже время и самый важный урок фотографии для начинающего фотографа. Именно поэтому он разделён на три части.

Что такое Глубина Резкости?

Понять что такое глубина резкости изображаемого пространства (ГРИП) проще на примере.
Ниже вы видите две похожие фотографии с разной глубиной резкости

Глубина резкости большая   Глубина резкости  маленькая
Глибина резкости большая - все объекты резкие Глибина резкости маленькая - не все объекты резкие
Глубина резкости большая
Глибина резкости большая - все объекты резкие

Глубина резкости  маленькая
Глубина резкости маленькая - не все объекты резкие

Резкость объектива (фокусировка) была настроена на фигуру попавшую в рамку фокусировки - назовём эту фигуру главным объектом съёмки. На первой фотографии все объекты фотосъёмки оказались достаточно резкими. На второй фотографии главный объект оказался самым резким, а вот остальные объекты оказались рамытыми (расфокусированными). При этом, вы легко заметите: чем дальше предмет находится от гланого объекта съёмки (незавивисимо в какую сторону, но по линии визирования от объектива к фону), тем больше его нерезкость.Даже очертания шахматной доски на второй фотографии практически исчезла из-за сильного размытия.

И хотя не существет чёткой границы перехода резкого в нерезкое и наоборот, длина зоны резкости (точнее глубина от плоскости фотографии внутрь кадра) бывает очень разной - от нескольких миллиметров до километров уходящих за горизонт.

Глубина резкости

И самое интерсное заключается в том, что фотограф может и должен сознательно управлять размером Глубины Резко Изображаемого Пространства, сокращённо - ГРИП, а по простому Глубиной Резкости. Подчёркиваю: сознательно и намеренно!

Зачем фотографу нужно уметь управлять глубиной резкости?

Профессиональные фотографы очень часто, если не сказать всегда, используют довольно маленькую глубину резкости, размывая отдалённые объекты так, чтобы они не отвлекали внимание зрителя от главного объекта фотосъёмки

маленькая глубина резкости
Маленькая Глубина резкости изолирует главный объект в кадре

Однако, в технической фотографии или пейзаже, наоборот, часто нужно чтобы всё было резким. Так, например, в пердметной фотосъёмке для каталогов товаров фотограф обычно максимально увеличивает глубину резкости

большая глубина резкости
Большая Глубина резкости делает резкими все объекты в кадре

Заметьте, что всё это происходит во время фото-съёмки, а не с помощью компьютера и фотошопа несмотря на то, что при достаточном профессионализме, всё же можно симитировать размытие фона и в фотошопе. Однако, это довольно нудное занятие и не всегда результат выглядет естественно... А вот размытые (нерезкие) объекты на фотографии фотошоп никогда не сможет сделать достаточно резкими без сильного ухудшения снимка!

Так что перед каждым нажатием кнопки спуска затвора вам как фотографу, даже начинающему, следует подумать: "С какой глубиной резкости я хочу сфотографировать это?"

Разная резкость объектов, находящихся на разном расстоянии от главного объекта фотосъёмки, в направлении от фотографа вглубь кадра называется
глубиной резкости изображаемого пространства
ГРИП
Фотограф должен уметь осознанно управлять ГРИП во время фотосъёмки!

Как фотограф может повлиять на глубину резкости?

В неоторых фотоаппаратах есть полавтоматический или автоматический режим фотосъёмки с учётом глубины резкости (например у Canon это режим A-DEP). Честно говоря, я так и не понял точной логики работы этого режима.

Заметил только, что в этом режме контролировать фокустровку на конкретный объект съёмки, как рассказано в уроке фотографии №3 довольно сложно - камера автоматически включает все точки фокусировки и сама решает какая Глубина Резкости должна быть :о( В результате у меня получалась максимальная глубина резкости и об осознанном управлении ГРИП можно было забыть. Логичнее оказалось забыть о режиме A-DEP - один раз и навсегда :о)

Хочу вас обрадовать - если вы уже поняли что такое Глубина Резкости и зачем нужно ею управлять, вам остаётся совсем немного: чтобы настраивать глубину резкости во время фотосъёмки и по своему желанию, нужно всего-навсего понять от чего она зависит.

От чего зависит глубина резкости

Протяженность зоны резкости зависит от нескольких параметров объектива. Самые "влиятельные" - фокусное расстояние и диафрагма объектива.

Фокусное расстояние объёктива (ФР) не самый важный параметр, влияющий на глубину резкости. Однако, изучение ГРИП рекомендую начать именно с него, поскольку само понятие диафрагмы (относительного отверстия объектива) напрямую связано с его фокусным расстоянием.


ФОТО – ОПРОС

Ваш любимый жанр/вид фотосъёмки?

Портрет
Пейзаж
Архитектура
Натюрморт
Макро
Репортаж
Предметка
Натюр-жив
Фриз-лайт
Ночная съёмка
Подводная съёмка
Всего понемногу