Первое правило глубины резкости

ВТОРАЯ ЧАСТЬ УРОКА О ГЛУБИНЕ РЕЗКОСТИ

В первой части урока о глубине резкости выпознакомились с понятием ГРИП (глубина резкости) и узнали зачем фотографу нужно уметь управлять глубиной резкости. Так же вы узнали, что протяженность зоны резкости зависит от нескольких параметров объектива. Самые "влиятельные" - фокусное расстояние и диафрагма объектива.

И хотя фокусное расстояние объёктива (ФР) не самый важный параметр, влияющий на глубину резкости изучение ГРИП начнём именно с него, поскольку само понятие диафрагмы объетива (относительного отверстия объектива) напрямую связано с его фокусным расстоянием.

Фокусное расстояние объектива и глубина резкости

Чтобы вам было проще представить, что такое фокусное расстояние объектива (ФР) нажмите на своём фотоаппарате кнопку ZOOM или переместите рычажок, или покрутите кольцо на объективе или фотокамере... На разных фотоаппаратах это делается по разному. Вобщем, приближайте и удаляйте объекты попавшие в кадр - меняйте кратность увеличения объектива.

Когда вы приближаете объекты в кадре, не перемещая фотоаппарат,
вы увеличиваете фокусное расстояние вашего объектива,
и наоборот,
удаляя объекты в кадре вы уменьшаете фокусное расстояние объектива.

Под картинкой ниже нажимайте кнопки выбора фокусного расстояния объектива и наблюдайте как меняется глубина резкости в зависимости от фокусного расстояния объектива - это хорошо заметно по размытию фона.

ВЫБЕРИТЕ ФОКУСНОЕ РАССТОЯНИЕ ОБЪЕКТИВА,
нажимая кнопки под картинкой

ФОКУСНОЕ РАССТОЯНИЕ ОБЪЕКТИВА(ФР), мм: 
16 35 50 85 200
Маленькая фотография в центре показывает с какого расстояния производилась съёмка правого кадра, а левая фотография - результат увеличения расстояния до снимаемого объекта при выбранном фокусном расстоянии объектива

Сравнивая фотографии, вы могли заметить что фон сильнее размывается по крайней мере в 2-x случаях:

  1. При увеличении фокусного расстояния объектива
  2. При приближении фотоаппарта к объекту съёмки с неизменным ФР

Отсюда следует
ПЕРВОЕ ПРАВИЛО ГРИП

ПРАВИЛО РАССТОЯНИЙ

При увеличении фокусного расстояния объектива и/или уменьшении расстояния от снимаемого объекта до фотоаппарата, глубина резкости (ГРИП) увеличивается

больше фокусное расстояние - меньше ГРИП
меньше расстояние до объекта съёкми - меньше ГРИП

Побочные эффекты фокусного расстояния

Если вы внимательно рассматривали зависимость глубины резкости и фокусного расстояния объектива, вы могли заметить, что при съёмке с близкого расстояния короткофокусным объективом (ФР меньше 30мм) - черты лица искажаются до неузнаваемости!

Фотографируя широкоугольным (короткофокусным) объективом, нужно помнить, что искажения тем сильнее, чем ближе объект съёмки. Иногда это можно использовать, как художественный прием, но, в большинстве случаев, подобных искажений нужно стараться избегать - нужно отойти дальше. А если фото-модель в кадре стала совем маленькой, увеличьте фокусное расстояние объектива. Таким образом, вы уже можете ответить на вопрос, мучающий многих начинающих фотографов:

Объектив с каким фокусным расстоянием выбрать для фотосъёмки портрета

Для красивого портрета больше подойдёт длиннофокусный объектив (ФР более 80) - и лицо фотомодели будет выглядеть естественно, и фон размывается сильнее!

Объектив для портрета   Какой объектив подходит для портрета
Фокусное расстояние объектива 14мм Фокусное расстояние объектива 300мм
Глубина резкости большая
Глибина резкости большая - все объекты резкие

Глубина резкости  маленькая
Глубина резкости маленькая - не все объекты резкие

Фокусное расстояние объектива и сжатие пространства

Ещё одна особенность фокусного расстояния объектива - изменение перспективы пространства. Посмотрите внимательно, как длиннофокусный объектив может приблизить удалённые предметы на фоне - сравните кажущееся расстояние от модели до заднего плана (зелёный мост) на заднем плане при съёмке объективом с фокусным расстояниме 16мм и 200мм.

Сравниваем объективы
Фокусное расстояние объектива 20мм
Сравнение объективов
Фокусное расстояние объектива 200мм

На первой фотографии расстояние от модели до фона кажется значительно больше!
Глубина резкости большая

Глубина резкости  маленькая

На первой фотографии
расстояние от модели до фона
кажется значительно больше!

Не углубляясь в теорию оптических явлений скажу максимально упрощённо: это происходит потому, что при увеличении фокусного расстоянии объектива(для объектива с переменным фокусным расстоянием - зуммировании), уменьшается угол зрeния объектива и пространство как бы сжимается. Это утверждение довольно условное, но простое для понимания - мы ведь не физики-исследователи, а творческие люди :o) Впрочем, кому интересно читайте о влиянии фокусного расстояния объектива на передачу глубины перспективы

Фокусное расстояние и угол зрения объектива

Чтобы представить себе угол зрения объектива, скрутите из листа бумаги трубку, диаметром примерно 2-3 см и посмотрите через неё на мир. Теперь, сделайте тpyбку в 2 раза короче (просто обрежьте) и снова посмотрите на тот же мир и с того же места. Разницу заметили?

Разница в том, что через короткую трyбку вы видите больше объектов! В данном, случае, длина тpубкu имитирует фокусное расстояние объектива. Так же работает и zoom, он меняет угол зрения объектива (УЗО). Вы наверное слышали в разговорах профессиональных фотографов такие слова: широкоугольник или широкоугольный объектив – это и есть условный аналог короткой трубки. А у телеобъектива (телевик или длиннофокусный объектив) всегда угол пoля зрeния меньше.

На рисунке ниже показано, как изменяется ваше пoле зрeния в зависимости от длины трyбoчки. Точно так, же изменяется угол зpения объектива при изменении его фокусного расстояния.

Короткий объектив
Короткофокусный объектив = большой угол зрения
  Длинный объектив
Длиннофокусный объектив = маленький угол зрения
Короткий объектив
Короткофокусный объектив = большой угол зрения

Длинный объектив
Длиннофокусный объектив = маленький угол зрения


Конечно же, здесь я немного слукавил :о), чтобы не утомлять вас изучением законов оптики. Дело в том, что в реальности зyм-объектив работает намного сложнее, чем это показано на иллюстрации. Но несмотря на это, достаточно запомнить рисунок, и вы никогда уже не забудете, чем отличаются фотообъективы с разным фокусным расстоянием и как угол зрения объектива зависит от его фокусного расстояния.

Теперь вы знаете, что на глубину резкости (ГРИП) влияет объектив вашего фотоаппарата. Если вы захотите размыть фон, то согласно первому правилу ГРИП, вам придётся увеличить фокусное расстояние объектива, а чтобы в кадр поместилось то, что вы фотографируете - вам нужно будет отойти от объекта съёмки, а не удалять объекты съёмки объективом, поскольку при этом фон станет более резким и изменится перспектива пространства в кадре.

Выбирая разные фокусные расстояния и "играя" с расстоянием между фотаппаратом и объектом во время фото-съёмки вы можете изменить глубину резкости внутри кадра. Однако, у хорошего фотографа всегда есть более мощный инструмент для измения Глубины Резкости - диафрагма объектива. О диафрагме объектива вы узнаете во третьей части урока о ГРИП

Из цитатника фотографа

В фотографии, как в живописи и скульптуре, вы можете передать хорошо только то, что вы хорошо понимаете. Искусство не зависит исключительно от технического мастерства

Дюшан де Булонь