http://freefotohelp.ru/articles/light.html

Как фотографировать встроенной фотовспышкой?

Начинающий фотограф из своего жизненного опыта понимает, что без света фотография невозможна. И вот, понимая, что света для фотосъёмки недостаточно, большинство начинающих фотографов включают встроенную фотовспышку... И результат обычно получается намного хуже, чем при дневном освещении. Что же здесь не так? Почему фотографии с встроенной фотовспышкой получаются не очень хорошими?

Конечный результат фотосъёмки зависит не только от необходимого количества света. Интенсивность источника света влияет на соотношение яркостей максимально освещённых и теневых участков фотоснимка, а положение источника света относительно фотомодели влияет на выявление объёмов и фактуры модели.

Что не так с фотовспышкой?

А теперь, учитывая вышесказанное, давайте проанализируем чем же свет фотовспышки отличается от солнечного освещения. Вы можете сказать, что

Интенсивность (мощность) солнечного света намного больше, чем
фотовспышки однако от солнца нет таких резких теней, как от встроенной вспышки.

Парадокс? А вот и нет здесь никакого парадокса. Дело в том, что интенсивность солнечного света настолько велика, что он имеет достаточно мощности, чтобы отразиться от окружения снимаемого объекта и подсветить его со всех сторон. Этот отражённый свет и смягчает тени.

Фотографирование при солнечном свете

Кроме того, чем дальше источник света находится от объекта съёмки, тем сильнее он рассеивается. Пробиваясь через атмосферу, и отражаясь от предметов, окружающих объект съёмки, свет от такого источника становятся мягче, а тени от объекта съёмки не такими резкими и контрастными. Такой направленно-рассеянный свет называется рисующим. Именно он и является основным во время фотосъёмки при естественном освещении. А его рисующие способности зависят от наличия облачности, прозрачности атмосферного воздуха, и высоты солнца над горизонтом.

Например при облачности, дымке или тумане, рисующий свет может настолько рассеяться, что станет уже заполняющим, ещё больше смягчая тени и контрасты объекта съёмки. Та часть солнечного света, которая не рассеялась, падает на объект съёмки достаточно яркими лучами, помогает выявить объёмы модели. Такой свет называть моделирующим.

А встроенная фотовспышка? Она находится не дальше 2-3 метров от объекта съёмки, ещё дальше и её мощности уже не хватает, чтобы подсветить объект съёмки со всех сторон отражённым светом - отражаться нечему!

Свет от встроенной фотовспышки

Кроме того, встроенная фотовспышка находиться обычно на уровне глаз модели, в отличие от солнца, которое практически всегда находится гораздо выше. Именно из-за своего положения относительно фотомодели мы получаем на фотографии такие плоские лица - тени от объёмов лица (например, носа фотомодели) отсутствуют. А если тени и есть - то они слишком контрастные и их направление отличается от привычного нашему глазу - мы ведь привыкли созерцать мир при солнечном свете...

Кстати, свет от солнца может быть довольно жёстким и давать некрасивые тёмные тени. Такое случается летом, в середине безоблачного дня - в это время Солнце максимально поднимается над горизонтом, его лучи падают на поверхность земли практически вертикально (прямые лучи) и так же отражаются, почти не рассеваясь, и не подсвечивая объекты съёмки с разных сторон.

Поэтому, когда вы фотографируете в летний безоблачный полдень всегда включайте встроенную фотовспышку - жёсткие тени от солнца будут подсвечены (смягчены) заполняющим светом фотовспышки. Но, никогда не используйте встроенную фотовспышку, как единственный источник освещения.

Если вы фотографируете с встроенной фотовспышкой в помещении, всегда включайте верхнее освещение. Не используйте встроенную фотовспышку слишком близко от объекта фотосъёмки, особенно если у вас нет самодельного отражателя для фотовспышки.