Особенности восприятия в фотографии

восприятие в фотографии

Возможно ли заставить зрителя рассматривать фотографию или картину так, как хочет того фотограф или художник? Это может показаться какой-то мистикой или сверхъестественным влиянием на психику человека, но на самом деле, это совсем не сложно если знать особенности визуального восприятия человеком геометрических фигур...

И при чём здесь геометрические фигуры - ведь мы говорим о фотографии?

При первом взгляде на плоское изображение, к которому относится и фотография, мoзг человека склонен сильно упрощать увиденное. 

Взгляните на рисунок пятилетнего ребёнка и вы поймёте, о чём идёт речь. Дорога - это линия, дом - это прямоугольник, крыша - треугольник, oкoшки - квдратики и так далее. Даже лицо человека можно описать простыми геометрическими фигурами. Да что там лицо - всю внешность человека можно изобразить в виде набора геометрических фигур. Самый известный пример - маленькая деревянная модель человека.

Восприятие и композиция в фотографии

При расположении объектов в кадре, кроме правил композиции, необходимо учитывать то, как зритель будет рассматривать ваш снимок – на какой объект он посмотрит в самом начале, куда потом преместится его взгляд и в какой точке фотографии он закончит просмотр.

Если на рассматриваемом изображении нет ярких и контрастных по цвету пятен, а также персекающихся линий, то человек рассматривает плоскую фотографию так же, как если бы он читал книгу. В большинстве случаев, зритель неосознанно начинает просмотр картины или фотографии с левого верхнего угла (ЛВУ) и заканчивается в правом нижнем углу (ПНУ).

Здесь необходимо заметить, что восприятие плоского изображения у европейцев отличается от  восприятия представителями восточной культуры, которые при письме располагают строчки вертикально или пишут и читают справа налево. Европеец будем рассматривать фотографию начиная с верхнего левого угла перемещаясь к правому нижнему углу снимка, так, как если бы он читал книгу.

Кроме того, для европейца диагональная линия, исходящая из верхнего левого угла будет символизировать движение вниз, а линия исходящая из левого нижнего угла ассоциируется с трудностями подъёма. Интересно, что для представителя востока эти же линия создают обратную иллюзию.

Копозиция в фотографии
Копозиция в фотографии

Вот ещё три варианта расположения линии, теперь горизонтальной

композиция и восприятие в фотографии
Движение к зрителю
композиция в фотографии
Неопределенность, отсутствие движения
фотография и композиция
Объект уходит от зрителя
композиция и восприятие в фотографии
Движение к зрителю

композиция в фотографии
Неопределенность, отсутствие движения

фотография и композиция
Объект уходит от зрителя

А теперь, попробуйте почувствовать, какие иллюзии у вас возникают при взгляде на эти прямоугольники

композиция
фото-композиция
Прямоугольник, лежащий горизонтально, выглядит прочным и тяжелым, а стоящий вертикально – более легким и подвижным

Расположение объекта по высоте кадра тоже вызывает конкретные ощущения. Например, один и тот же круг будет восприниматся по-разному в зависимости от своего положения относительно нижней границы кадра

композиция в фотографии
композиция
в верхней части кадра круг кажется легким и парящим, а внизу кадра – тяжелым и падающим

Посмотрите, как по разному воспринимается фотография скульптуры в зависимости от направления её взгляда. Если взгляд направлен справа налево, то возникает иллюзия того, что персонаж открыт и готов к общению с нами.

Направление взглада и композиция

А теперь, подведите курсор к снимку и посмотрите, что произойдёт с вашим восприятием:
взгляд стал более задумчивым, персонаж "закрылся" и, видимо, собирается покинуть нас...

А теперь, нажмите на картинку и посмотрите, что произойдёт с вашим восприятием:
взгляд стал более задумчивым, персонаж "закрылся" и, видимо, собирается покинуть нас...

Теперь вы знаете, что в композиции кадра далеко не всё зависит от взаимного расположения предметов. Для того, чтобы зритель правильно почувствовал замысел фотографа, важно не только расположить объекты в кадре так, как это требуют основные правила и законы композиции, но и учитывать особенности восприятия плоских геометрических фигур зрителем.

В этой статье показаны лишь некоторые особенности восприятия. На самом деле их гораздо больше и хороший фотограф чувствует их интуитивно. Научиться этому несложно: когда вы смотрите на плоское изображение (картину или фотографию) старайтесь оценить свои собственные ощущения. Вспоминайте об особенностях восприятия всегда, когда вы смотрите в видоискатель или на ЖК дисплей своего фотоаппарата и собираетесь нажать кнопку спуска затвора...

Из цитатника фотографа

Художник — это человек, который пишет то, что можно продать. А хороший художник — это человек, который продает то, что пишет

Пабло Пикассо