http://freefotohelp.ru/articles/sense.html

Сюжет и настроение в фотографии

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова написано: "Сюжет – это совокупность действий, событий в которых раскрывается основное содержание художественного произведения."
А теперь скажите честно, часто ли, фотографируя какой-нибудь сюжет, вы задумываетесь о его содержании?

С одной стороны фотография должна быть информативной, то есть рассказывать о каких-то событиях. В то же время фотография должна иметь настроение – вызывать вполне определённые чувства и эмоции у зрителя.

Профессионального фотографа  от фотографа-любителя отличает именно способность помнить об этих двух составляющих интересного кадра во время фотосъёмки. Фотограф-любитель, как правило, просто показывают, или изображают действие, а профессионал «рассказывает историю».

Для грамотного построения кадра не обязательно быть виртуозом, достаточно остановиться и спросить себя:
– О чём будет эта фотография?
– Кто или что играет главную роль в сюжете?
– Какое тут должно быть настроение?

Сюжет и настроение в фотографии

Главное событие или действующее лицо сцены - это информационная составляющая кадра. Выделяйте смысловые объекты фотографируемого сюжета – снимайте его крупно, изолируйте от фона используя глубину резкости. Однако не забывайте, что события нужно показывать явно и понятно. У зрителя не должно оставаться ощущения недостатка информации. Если вы снимаете  движущийся  объект, оставляйте впереди него  свободное пространство - зритель обязательно должен видеть куда бежит с пригорка раскрасневшееся улыбающееся дитя… Точно так же, желательно оставлять хотя бы немного пространства в направлении взгляда главного героя сюжета.

В  то же время, зритель должен уловить настроение и атмосферу сюжета, которые нужно создавать косвенным путём, используя цвет, свет, условные символы и ассоциации. Длинные или короткие тени, ровное или "рваное " освещение сцены, наклон горизонта, предметы и объекты на заднем плане кадра - все эти мелочи и создают настроение фотоснимка, его "атмосферу".

Поэтому, очень важно следить не только за главным объектом съемки, но и за фоном. Ситуацию усложняется ещё и тем, что глубина резкости "мыльницы" очень велика - практически все планы будут резкими. Не забывайте о том, что любые мелочи, случайно попавшие в кадра могут безвозвратно испортить атмосферу и настроение кадра – в общем, смотрите в  оба!