http://freefotohelp.ru/online-photo-talk-2.html

Беседы о фотографии

Беседа вторая

Фотография и нефотогеничные объекты

В этой беседе речь пойдёт о нефотогеничных объектах. Вы наверно слышали такое определение. Нефотогеничными могут быть любые объекты съёмки - люди, пейзажи, архитектурные сооружения. Нефотогеничным может оказаться всё, на что обратит свой взор неряшливый фотограф. Именно он и придумал это определение и часто его употребляет, чтобы объяснить невыразительность своих фоторабот. Он не утруждает себя познанием мира фотографируемого объекта, а нацеливает объектив своего фотоаппарата на самое броское, эффектное, - на всё, что лежит на поверхности.

Если вам действительно нравиться фотографировать и к своим занятиям вы подходите с ответственностью художника, могу смело сказать, что нефотогеничных объектов вы никогда не увидите. Для вас их не будет. Если вам встретится объект, который хочется назвать нефотогеничным или он не получается, как хотелось бы - это значит, что у вас пока недостаточно знаний и навыков, не хватает понимания создаваемого образа.

Возьмём, например, пейзажную съёмку. В альбоме любого начинающего фотографа немало пейзажных снимков. Казалось бы, какие тут сложности могут возникнуть? Ведь щедрая природа дарит нам изобилие пейзажных мотивов. Думаю, вы согласитесь с утверждением, что путешествуя на автомобиле или мотоцикле овладеть искусством фотопейзажа невозможно. В погоне за сюжетом при быстром перемещении мы утрачиваем восприятие глубины мира. Перед нами мелькают лишь внешние красоты, а фотосъёмка превращается в протокольное повторение всего, что попадает в поле зрения объектива. И тогда получается изображение, на котором всё видно одинаково хорошо, но и одинаково невыразительно. В общем, получается снимок в стиле "Я тут был!". И такое случается не только в пейзажной съёмке. Конечно, подобные фотографии имеют право храниться в вашем семейном фотоальбоме или на вашей страничке в соцсетях, но интересны они будут только участникам событий или вашим подписчикам, да и то, далеко не всем. К настоящей фотографии как к искусству такие снимки не имеют абсолютно никакого отношения. Подробнее об этом вы можете почитать здесь

Что же делать, чтобы избежать фотографий "ни о чём"?

Не спешите нажимать на кнопку фотоаппарата. Посмотрите вокруг. Поменяйте своё положение, измените точку съёмки... Задайте себе вопрос: "Что главное в объекте съёмки? Что привлекло Ваше внимание? О чём будет этот снимок?"

Если вы снимаете портрет незнакомого человека, рекомендую пообщаться с ним некоторое время, например, поговорить о погоде - даже несколько слов собеседника могут вам многое сказать о нём!

Попробуйте взглянуть на объект по новому, как бы в первый раз, без тяжелого груза привычки.

Экспериментируйте с освещением - часто при другом освещении всё выглядит гораздо интереснее.

Когда вы захотите снять очередной снимок, сделайте такой опыт: глядя на объект съемки, подумайте, что вам понравилось в нём. А теперь, когда вы это поняли, не отводя взгляда, закройте один глаз. Вы увидите, как шикарная перспектива, наполненная воздухом, превратится в невыразительные цветовые пятна. Если этого не случилось, фотографируйте этот объект - у вас получиться выразительный снимок!

Не стойте на месте, ищите выгодную точку съёмки - под необычным углом зрения обычные вещи выглядят совсем по-другому! Выбор точки съёмки может очень сильно влиять на восприятие снимка. Очень легко увидеть, как точка съёмки влияет на композицию кадра, используя для "тренировочной фотосъёмки" протяженный объект, например длинный и прямой участок дороги.

Практическое задание к уроку

Поснимайте дорогу под разными углами зрения - от полностью совпадающего по направлению до перпендикулярного. Ещё интереснее будет это упражнение, если у вас есть возможность изменить точку съёмки по вертикали. Хорошо бы залезть повыше, однако это не обязательно, просто сфотографируйте объект с самой нижней точки - для этого поставьте фотоаппарат на землю.

Практическое задание к уроку

Сложите ваши фотоснимки в отдельную папку для последующего анализа.

Не забывайте записывать свои "открытия и находки" в блокнот, который я просил вас завести.

«Одна из самых больших ошибок, которую может сделать фотограф — это надеяться, что его фотография будет похожа на реальный мир. Если мы ограничиваем своё воображение реальным миром, мы будем вечно пытаться скопировать его красоту, но никогда не сможем сделать ничего большего»
Гэлен Роувелл

Bce беседы о фотографии