на Бесплатная фотошкола

Эффекты нестандартной экспозиции в фотографии

Композиция и экспозиция являются неотъёмлемой составляющей любого фотошедевра. Гениальную идею снимка очень легко испортить неумелым обращением с камерой - неправильной установкой экспозиционных параметров. Однако, безупречная экспозиция кадра ещё не гарантирует отличного снимка. Но, часто ли начинающий фотограф задумывается о том, что умелое использование нестандартной экспозиции может из банального сюжета сделать снимок достойный восхищения?

В настоящем фотографическом шедевре композиция и экспозиция сочетаются гармонично.

Фотография, рассказывающая историю, должна быть реалистичной... Однако, иногда, некоторое преувеличение (по-научному "гипербола" :о) и даже специальные эффекты могут стать необходимыми для создания определённого настроения или придания сюжету динамизма.

Следует заметить, что здесь речь идёт не об эффектах, применяемых в графическом редакторе (например, Photohop) после фотсъёмки. И уж тем более, не об автоматических эффектах встроенных в вашу фотокамеру.
В этой статье речь пойдёт о некоторых приёмах творческого выбора экспозиционных параметров, которые способны создать определённые эффекты уже в процессе фотосъёмки.

Стандартная экспозиция, которая чаще всего устанавливается при съёмке в полном AUTO-режиме иногда создаёт ложные представления о реальности. Например, сцена, снятая ближе к вечеру может выглядеть так, как буд-то событие происходило утром. Ещё один харктéрный пример: при фотосъемке подвижного объекта в автоматических режимах, обычно пропадает динамизм снимаемой сцены из-за того, что движущийся объект получается статичным (неподвижным).

Такие "ляпы" полного автомата заставляют переходить к более гибким и контролируемым ручным настройкам экспозиции. Но, чтобы получить преимущества фотосъёмки в ручных режимах, экспозиционные параметры нужно использовать творчески!

Здесь хочется предостеречь начинающего фотографа, приступающего к изучению ручных режимов, от совета некоторых "умников от профессионалов". Самый глупый совет по использованию ручных режимов звучит примерно так: "Посмотрите какие экспозиционные параметры установила камера в AUTO режиме и установите такие же параметры в ручном режиме М" – никогда не делайте этого, ибо бездумное копирование параметров автоматического режима не даёт вам никаких преимуществ в ручных режимах, а лишь отнимет ваше время.

В ручных режимах требуется креативный подход – не даром же ручные установки экспозиции часто называют "творческой зоной"!

Если в вашем фотоаппарате нет ручных настроек (творческой зоны) вы можете изучить особенности расширенных режимов автоматических настроек – SCN и с успехом использовать их, поскольку творческое управление экспозицией, как правило, сводится к выбору выдержки или диафрагмы, отличающейся от стандартных настроек камеры, предлагаемых режимом AUTO.

Как использовать экспозицию креативно?

Итак, если вы хотите улучшить свои фотографии, придать им живость, динамизм или другие эффекты, вам придётся забыть об автоматических режимах и проявить творческий подход к выбору экспозиционных паремтров: выдержки, диафрагмы и ISO. В помощь вам я дам несколько советов, используя которые во время фотосъёмок, вы получите интересные эффекты, которые смогут "оживить" ваши фотографии.

Вот некоторые эффекты, которые можно создать при творческом подходе к выбору экспопараметров:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. СТАТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ.

Высокий ключ и низкий ключ

Высокий ключ – это один из эффектов в фотографии, характеризующийся отсутствием тёмных деталей и не высоким контрастом снимка. Высокий ключ обычно придаёт снимку романтизм и мягкость.

Сделать снимок в высоком ключе можно применив контролируемую передержку (обычно не более двух единиц экспозиции) и, желательно, изоляцию объекта съёмки с помощью открытой диафрагмы (малая ГРИП) или белого фона.

Низкий ключ - это противоположность высокому ключу. Снимки в низком ключе характеризуются темным фоном и достаточно высоким контрастом между светлыми и тёмными участками снимка. Однако потеря деталей в тенях всё-таки не рекомендуется.

При фотосъёмке в низком ключе, нужно немного недоэкспонировать кадр и желательно применять тёмный фон. Низкий ключ обычно применяется тогда, когда нужно сделать акцент на драматизме сюжета.

При использовании полуавтоматических режимов переэкспонирование или недоэкспонирование кадра возможно в режиме экспокоррекции [+/-]

Ниже приведёны три одинаковых снимка, выполненных с нормальной экспозицией, в высоком ключе и низком ключе. Подумайте, какие эмоции и ассоциации возникают у вас при внимательном изучении каждого из этих снимков.

Эффект высокого и низкого ключа
Обычный снимок Высокий ключ Низкий ключ

Выборочный фокус

Выборочный фокус это очень эффектный способ придать вашему снимку особый шарм.

Суть этого эффекта состоит в том, что вы, управляя фокусировкой фотокамеры и глубиной резкости в ручном режиме или режиме приоритета диафрагмы, размываете второстепенный объект так, чтобы он не отвлекал внимание зрителя от основного, но всё же оставался узнаваемым.

Посмотрите на снимок ниже: здесь главным объектом, несомненно, является бабочка. Однако, на заднем плане, мы всё-таки можем различить ребёнка, который держит эту бабочу. Таким образом, получив в кадре два объекта, мы можем сообщить зрителю какой из них более важен, а какой лишь дополняет сюжет.

Эффект выборочного фокуса
Выборочный фокус.
Ребёнок на заднем плане выведен из фокуса, но он остаётся
участником событий, хотя и не главным

Ретро-эффект с шумами

Вы наверняка уже знаете, что высокие значения ISO приводят к появлению на ваших снимках нежелательных электронных шумов. Однако, в некоторых случаях, шумы на фотографии добавляют вполне определенное настроение вашему сюжету, при этом, высокие значения ISO позволяют вести съёмку при сравнительно низком освещении с открытой диафрагмой или не беспокоится о шевелёнке.

Например, при съёмке пожилых людей с высокими значениями ISO за счёт шумов удаётся придать снимкам некоторый ретро-шарм, который очень неплохо сочетается с основным героем сюжета.

Эффект зерна на ретро фотографии
Иногда, шумы не портят фотографию, а и придают соответствующее настроение снимку.

ВО ВТОРОЙ ЧАСТИ СТАТЬИ ВЫ ПОЗНАКОМИТЕСЬ С
ДИНАМИЧЕСКИМИ ЭФФЕКТЫ НЕСТАНДАРТНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ