Режимы замера экспозиции

Все вопросы начинающих фотографов

В моём фотоаппарате несколько режимов замера экспозиции - мультизонный, частичный, усредненный, точечный. Я пытался найти ответ в инструкции к фотоаппарату, однако ничего такого там не нашёл. Объясните пожалуйста каким замером экспозиции когда следует пользоваться?

Начинающему фотографу довольно сложно понять для чего нужно столько разных замеров экспозиции, ведь в большинстве цифровых фотоаппаратов чаще всего используется только один, относительно сложный метод измерения экспозиции — матричный (он же мультизонный, он же оценочный), который обычно устанавливается по умолчанию.

Матричный (мультизонный, оценочный) замер экспозиции

матричный замер экспозиции
Примерно так выглядит матрица замера экспозиции

Принцип работы матричного (мультизонного) замера экспозиции основан на том, что кадр разбивается на большое количество зон в которых замеряется освещённость, затем оценивается экспозиция в каждой зоне отдельно. После замера, результаты приводятся к среднему значению, которое позволяет получить приемлемую экспозицию в каждой из зон.

На рисунке справа показано примерное деление кадра на зоны, которые похожи на матрицу. Поэтому мультизонный (оценочный) замер экспозиции часто называют матричным, но он не имеет никакого отношения к самой матрице фотоаппарата.

Матричный (оценочный) способ замера экспозиции подходит для портретов и даже для объектов с задней подсветкой в контровом свете.

Если матричный замер экспозиции можно применять практически всегда и получать неплохие результаты, то зачем же нужны другие методы замера экспозиции? Матричный (оценочный) замер экспозиции очень похож на фотосъёмку в полностью автоматическом режиме и даёт хорошие результаты при достаточно простых условиях освещения.

Если матричный (оценочный, мультизонный) режим измерения экспозиции не даёт ожидаемых результатов, используйте другие режимы, поддерживаемые вашим фотоаппаратом.

Центрально-взвешенный (усреднённый) замер экспозиции

центрально взвешенный замер экспозиции
Зона центрально-взвешенного замера экспозиции

Вторым, достаточно часто используемым режимом является центрально-взвешенный (усреднённый) режим измерения экспозиции.

Принцип его работы полностью соответствует названию: данные об освещённости считываются по всей площади кадра, однако основное внимание уделяется освещённости в центре.

Центрально-взвешенный (усреднённый) режим замера экспозиции оказывается очень удобным, если необходимо сфотографировать объект, находящийся в центре сцены. При этом обеспечивается необходимая экспозиция по объекту съёмки, а окружающие области или фон характеризируются другим уровнем освещения.

Частичный замер экспозиции

частичный замер экспозии
Зона частичного замера экспозиции

Если яркость фона довольно сильно отличается от яркости основного объекта съёмки, при этом, фотограф решил пожертвовать деталями фона, но максимально точно проработать объект съёмки, то вместо центрально-взвешенного режима предпочтение следует отдать частичному режиму замера экспозиции. Желтая область на рисунке справа показана зона измерения экспозиции в режиме частичного замера.

Точечный замер экспозиции

Опытные фотографы очень часто используют точечный режим измерения экспозиции, который позволяет фотографу получить полный контроль над замером экспозиции.

В режиме точечного замера экспозиции данные об освещённости считываются только в относительно небольшой части сцены (как правило, это центр сцены, вписанный в рамку экспозамера у компактных камер или в центральный круг видоискателя зеркального фотоаппарата). Некоторые фотоаппараты позволяют при этом считывать данные об освещённости в точке автоматической фокусировки.

Точечный режим измерения экспозиции, очень удобно использовать совместно с фиксацией экспозиции.   На большинстве цифровых фотоаппаратов, кнопка фиксации экспозиции отмечена знаком *. Именно точечный замер экспозиции совместно с фиксацией экспозиции использовался для получения чисто белого фона.

точечный замер экспозиции по объекту съёмки
Точечный замер экспозиции по объекту съёмки
и фиксация экспозамера.
точечный замер экспозиции фона
Проверка экспозиции для получения белого фона
при точечном замере – передержка +1.5EV

Чтобы уверенно пользоваться всеми режимами замера экспозиции, поддерживаемыми именно вашим фотоаппаратом, нужен достаточно большой опыт. Пробуйте и экспериментируйте, в результате, вы сможете получать действительно высококачественные фотографии.

Из цитатника фотографа

Внутренним глазом я визуализирую, как конкретный вид и ощущение отразятся на отпечатке. Если он взволнует меня, велик шанс, что получится хорошая фотография. Это интуитивное чувство, способность, которая приходит с долгой практикой

Ансел Адамс