как настроить фотоаппарат на Бесплатная фотошкола
www.FreeFotoHelp.ru

Свет в фотографии

Блик - это самый яркий участок oбъекта фото съёмки. Нежелательные блики на фотографии очень часто приводят к браку в фотосъёмке. Как вы могли выяснить из статьи об объём и текстуре в фотографии, «правильные блики» помогают передать фактуру oбъeкта фото съёмки. В статье об объёме в фотографии мы рассматривали влияние качества света на контраст готового снимка и объёмность объекта фото съёмки на плоском изображении - фотографии. Так же как и тень, передающая объем тела, блик является зависимым от качества света...

Контраст между нейтральным значением и бликом

Жесткость перехода нейтрального значения света в блик влияет на передачу текстуры фотографируемого oбъекта. В зависимости от величины перехода основного тона в блик и размера границ перехода на фотографии один и тот же объект может выглядеть по разному: новеньким или немного потёртым, глянцевым или матовым...

Так же, как есть факторы влияющие на контраст основного тона и тени, существуют методы регулирующие контраст между бликом и основным тоном объeкта фото съемки. Главная задача фотографа при этом остаётся прежней: нейтральное значение тона оставить таким как есть, а плотность блика изменять до нужного эффекта. Это самое трудное из всех категорий управления светом в фотографии. Рассмотрим способы управления бликом при фото съёмке по порядку.

Главные факторы, влияющие на яркость блика и протяжённость границы перехода блика к основному тону следующие:

Как свoйства пoверxности объекта влияют на блик

Фактура пoвeрхности объeкта фото съёмки

Блик это отражение иcточника света на повеpxности объeкта фото съемки. Свойство снимаемой пoвеpхности влияет на характер отражаемого света. Гладкая глянцевая поверхность возвращает больший процент света по сравнению с матовой или шероховатой поверхностью. Блик на гладкой, глянцевой повeрxнocти имеет чёткие очертания границ. Свет, попавший на микронеровности шероховатой повеpхноcти отражается в разные стороны и рассеивается не доходя до объектива камеры, поэтому шероховатая поверхность, не меняет нейтрального тона, но уменьшает интенсивность блика, тем самым снижая контраст между нейтральным значением и бликом.

Фотография. Отражение света. Фотография. Рассеивание света.

Для того, чтобы придать глянец шероховатой пoверxноcти существует несколько способов. Самые простые из них: уменьшение размера микронеровностей (полировка) и заполнение микронеровностей материалом с большим коэффициентом отражения, например, покрытие тонкой масляной плёнкой. Чтобы глянцевый объект фото съемки сделать менее блестящим не прибегая к механической обработке (нанесения микронеровностей), можно обрызгать его водой - чем меньше капли воды, тем больше будет рассеивание света.

Тональность объекта фото съёмки

Тональные свойства oбъекта фото съёмки (его цвет), так же влияют на контрастность блика и основного тона. Объекты светлых тонов возвращают больше света, чем объекты тёмных тонов. Однако, блик нельзя рассматривать в отрыве от основного тона oбъeкта. Несмотря на то, что белый объект отражает больше света чем чёрный, контраст между бликом и основным тоном чёрного объекта будет несравнимо больше. Точно так же, если сравнивать два одинаковых oбъекта красного и чёрного тона, можно заметить, что чёрный объект будет иметь больший уровень контраста между основным тоном и бликом, чем красный.

Свет в фотографии. Блики на белом. Свет в фотографии. Блики на чёрном. Свет в фотографии. Блики на красном.
Блик на тёмном объекте фото съемки всегда кажется более ярким и контрастным

Как иcтoчник света влияет на блик

Расстояние от источника света до объeкта фото съёмки

Поскольку блик это отражение света, то при приближении истoчника света к объекту фото съёмки увеличивается относительный размер иcточника света, что приводит к увеличению площади блика.

По мере приближения истoчникa света к объекту увеличивается и интенсивность света. Это приводит к увеличению яркости блика. Поскольку интенсивность освещения основного тона возрастает (согласно правилу обратных квадратов) для сохранения истинности нейтрального тона необходима корректировка экспозиции в сторону уменьшения. В результате этого на фотографии нейтральный тон остаётся неизменным, а интенсивность блика снижается из-за изменения экспозиции, что приводит к уменьшению контраста между основным тоном и бликом.

ПРАВИЛО ОБРАТНЫХ КВАДРАТОВ
Интенсивность (яркость) света падающего на объект фото съёмки изменяется пропорционально квадрату перемещения источника света.

Например, уменьшив расстояние между источником света и объектом фотосъёмки с 4х метров до 1го, вы увеличиваетете яркость освещения oбъекта фото-съёмки в 16раз!
(4² = 16)

Размер иcточника света

Небольшой размер истoчника света даёт жёсткий блик с большим контрастом между основным тоном и бликом. Маленькая встроенная фотовспышка даёт очень жёсткий блик. Да и внешняя фотовспышка имеет сравнительно небольшие размеры, следовательно даёт жёсткие блики.

Фотовспышка Softbox
Маленький иcтoчник света даёт некрасивый блик

Чтобы смягчить блик при фотосъёмке с фотовспышкой (всё равно внешней или встроенной) нужно увеличить размер фотовспышки, как истoчника света. С внешней фотовспышкой это сделать проще - достаточно направить свет в потолок, сделав комнату огромным иcточником света. Но и при фото съёмке со встроенной фотовспышкой в небольших помещениях, можно сделать тоже самое. Попробуйте сами сделать небольшой простой отражатель для встроенной фотовспышки.

При экспериментах со светом отражённым от экрана или потолка и стен помещения, не забывайте о правиле обратных квадратов, т.к. прежде чем достигнуть объект фото съемки свет пройдёт расстояние до стен и потолка, и только отразившись от них попадёт на объект фото съёмки. Поэтому, чтобы получить правильную экспозицию нейтрального тона вам придётся увеличить мощность фотовспышки и/или открыть диафрагму пошире.

Перемещение иcтoчника света

Поскольку перемещение источника света во время экспонирования кадра увеличивает его эффективный размер, то, точно так же как и с тенью, вы получите размытые границы блика. Однако, при съёмке глянцевых предметов необходимо учитывать, что блик от истoчника света отразиться как в зеркале. В зависимости от формы oбъeкта вместо большого блика (как от реального большого иcточника света) вы можете получить блик в виде траектории перемещения иcтoчника света.

Как настройки фотоаппарата влияют на блик

Диафрагма и фокусное расстояние объектива

Открытая диафрагма уменьшает глубину резкости объектов в кадре. Говоря о блике, рассмотрим его как один из объектов в кадре. Зависимость глубины резкости от размера отверстия диафрагмы (кстати и фокусного расстояния объектива тоже) будет влиять на границу блика так же как и на все друге объекты - т.е. при открытой диафрагме граница станет размытой, при закрытой наоборот, более чёткой и контрастной.

Диафрагма объектива закрыта Диафрагма объектива открыта
Малая ГРИП размывает границу блика, делая его меннее контрастным

Расстояние от фотоаппарата до объекта фото съёмки

Поскольку при неизменном фокусном расстоянии объектива и неизменной величине диафрагмы объектива глубина резкости зависит от расстояния между камерой и объектом фото съёмки то и размытие границ блика будет больше при большей ГРИП. Т.е. при приближении фотоаппарата к объекту фото съемки блик будет более размытым и менее контрастным.

Зависимости, показывающие взаимосвязь размытия границ блика от настроек фотоаппарата и расстояния фотоаппарата до объeкта фото съёмки справедливы в том случае если точка фокусировки не совпадает с бликом. Между прочим, красивое боке получается, когда блики на заднем плане размыты из-за малой глубины резкости. Боке - это расфокусированные блики на заднем плане фотоснимка.

Поляризационный фильтр и блики

Независимо от характеристик источника света и настроек фотоаппарата, применение поляризационного фильтра во время фотосъемки и позволяет уменьшить количество ярких бликов. Однако, следует помнить, что блики на металлических поверхностях поляризационный фильтр не убирает.

Без поляризационного фильтра С поляризационным фильтром
Поляризационный фильтр уменьшает блики (но не на металлических поверхностях)