http://freefotohelp.ru/articles/light-exposure.html

Свет в фотографии

Как выявить форму и текстуру поверхности или трёхмерного объекта на плоском снимке вы могли узнать из первой статьи о свете в фотографии. Умение контролировать освещение в прцессе фотосъёмки - это основа, которая позволит передать объём и фактуру предметов на фотоснимке максимально точно. Но работа со светом невозможна без понимания процесса правильного экспонирования фотоснимка...

Теория трёхмерности плоских изображений

Теория трёхмерности плоского изображения проста. Суть этой теории заключается в одном предложении:

любой трёхмерный объект однородного тона, освещённый одним источником света  и изображаемый на плоскости имеет три области, отличающиеся яркостью: нейтральный тон, тень и блик

Исходя из теории трёхмерности плоских изображений фотографу нужно уметь контролировать все три области. Для наглядности три области, которые должен контролировать фотограф, помечены цветными маркерами:

свет в фотографии

Первая область контроля фотографа - нейтральная. Нейтральная область света - это область объекта отражающая свет равномерно. Именно эта область определяет истинный цвет или яркость объекта. Чтобы истинный цвет и яркость объекта фотосъёмки выглядели на фотографии максимально точно, профессиональные фотографы измеряют экспозицию нейтральной области света используя точечный замер экспозиции.Экспозицию нейтральной области называют нейтральным значением экспозиции или просто нейтральным значением.

Вторая область контроля фотографа - тень. Тень - это участок объекта, неосвещаемый основным источник света. Область тени всегда имеет меньшую яркость, чем нейтральная область. Плотность и размер тени зависит от параметров источника света.

Третья область контроля фотографа - отражение источника света на поверхности объекта съёмки - блик. Блик - это наиболее ярко освещённая точка объекта и она всегда ярче основной области объекта. Как и тень, размер и интенсивность блика зависит от параметров источника света и от фактуры поверхности объекта.

Умение контролировать три области освещения - это основа, которая позволит передать информацию на фотоснимке максимально точно. Но работа со светом невозможна без понимания процесса правильного экспонирования.

Правильная экспозиция света и тени

Точечный замер экспозиции определяет значение экспозиции исходя из гипотетического представление об объекте съёмке, отражающая способность которого соответствует 18% серому цвету. Это означает, что если в кадре находится объект, отражающий 18% падающего на него света, то на ч.б. фотографии цвет объекта будет соответствовать серому цвету, состоящему из 82% белого цвета и 18% чёрного цвета.

Участки объекта с отражающей способностью превышающей 18% будут казаться ярче, чем на самом деле, а с меньшей - темнее.

Большинство сюжетов, которые мы фотографируем, будь то пейзаж (без воды в кадре) или портрет, по своей отражающей способности практически всегда соответствует 18% серому цвету. В подобных случаях, точечный замер экспозиции является единственным способом выбора очень точного нейтрального значения экспозиции для всего снимка, особенно если объект съёмки однотонный.

Однако, вам могут попадаться такие объекты съёмки, на которых выбрать нейтральный тон, по которому можно было бы измерить правильную экспозицию, невероятно сложно. Кроме того, у некоторых объектов нет нейтрального тона вовсе. У предметов из металла или стекла невозможно определить нейтральный тон. Точно так же пёстрый объект, водная поверхность или заснеженный пейзаж, часто не позволяют достаточно точно определить нейтральное значение экспозиции. Например, на этом снимке присутствует довольно широкий спектр цветов и тонов:

Правильная экспозиция света и тени

Раньше мы могли назвать белые части этих тaрелок светами, а чёрные тенями. Но, чёрный цвет участка вовсе не означает, что это тень. Яркость всех нейтральных областей на этой композиции можно было бы точно воспроизвести на фотоснимке путём правильного определения нейтрального значения экспозиции для каждого попавшего в кадр предмета. Точечный замер экспозиции в этом случае потребовал бы огромного количества измерений и усреднений, при этом была бы большая вероятность ошибки в определении общей экспозиции кадра. Как же быть в таком случае?

Чтобы установить правильную экспозицию нейтрального значения для сложного объекта съёмки необходимо измерить освещённость всего кадрового пространства - т.е. в этом случае лучшие результаты получатся при матричном (оценочном) замере экспозиции. Вот так вот просто!

Теперь вы знаете как правильно определить нейтральную область для точечного замера экспозиции как измерить экспозицию снимка с целью правильной передачи тональности изображения. Что же это вам даёт?

Если вы фотограф-любитель, то вы и заказчик и фотограф в одном лице - т.е. вы сами решете как должен выглядеть конечный результат фотосъёмки. Умея находить нейтральное значение экспозиции вы сможете быстро воплотить свою идею в фотоснимке.

Став профессиональным фотографом вы превращаетесь только в фотографа. Заказчики будут говорить вам что они хотят. А как этого добиться - придётся решать вам. В этом случае умение работать с тремя областями контроля становятся особенно важным, поскольку вы сможете сделать в одно мгновение именно то, что ждёт от вас заказчик.