Второе правило глубины резкости

Третья часть урока о глубине резкости

В первой части урока о глубине резкости вы познакомились с понятием ГРИП (глубина резкости) и узнали зачем фотографу нужно уметь управлять глубиной резкости. Так же вы узнали, что протяженность зоны резкости зависит от нескольких параметров объектива. Самые "влиятельные" - фокусное расстояние и диафрагма объектива.

Во второй части урока о глубине резкости узнали, что такое фокусное расстояние объектива, как оно влияет на ГРИП и как изменет пространство на фотографии. Кроме того, узнали, какой объектив подходит для фотосъёмке портрета и, наконец, запомнили первое правило ГРИП - правило расстояний.

В этой, заключительной части урока о Глубине резкости, вы узнаете о более мощном инструменте для измения Глубины Резкости, чем фокусное расстояние объектива - диафрагме объектива.

Прежде, чем мы продолжим изучение глубины резкости, нам нужно разобраться что такое диафрагма объектива и где её искать.

Для начала, давайте проведём простой но удивидельно эффективный эксперимент, после этого я расскажу вам подробности о диафрагме и глубине резкости.

Эксперимент с диафрагмой и глубиной резкости

Возьмите толстую иголку или малюсенький гвоздик и сделайте в картонной карточке дырочку или, ещё проще - сложите пальцы руки в кулак так, чтобы осталась только маленькая дырочка 1-2мм.

Опыт с глубиной резкости
Глубина резкости

Опыт с глубиной резкостиа

Смотрите через дырочку в карточке или кулаке на текст в книге и потихоньку приближайте книгу к глазам. Остановитесь когда текст при приближении книги из чёткого начинает расплываться, но буквы ещё можно прочесть. Не двигая книгу, уберите карточку с дыркой (или руку) через которую вы смотрели на текст.

Ну как? Текст расплылся не так ли? А если между глазом и книгой снова поместить диафрагму? Резкость снова увеличится!

Глубина резкости
Глубина резкости

Маленькая дырочка увеличила резкость!

Теперь вы никогда не забудите, что
МАЛЕНЬКОЕ ОТВЕРСТИЕ ДОБАВЛЯЕТ РЕЗКОСТЬ

В любом приличном объективе есть похожее устройство, предназначенное для управления глубиной резко изображаемого на фотографии пространства. Почему в приличном объективе? Потому что, не все объективы имеют диафрагму способную изменить глубину резкости - подробнее о неприличных объективах вы узнаете ниже

Что такое диафрагма объектива

Глубина резкости и диафрагма объектива

Точно так же, как в эксперименте с глубиной резкости и диафрагмой в вашем фотоаппарате есть перегородка с отверстием.

Диафрагма объектива – это светонепроницаемая перегородка между линзами объектива, с круглым (или почти круглым в зависимости от конструкции) отверстием посередине.

Глубина резкости и диафрагма объектива

Отверстие диафрагмы объектива, установленное в данный момент называется действующим отверстием.

В зависимости от действующего отверстия диафрагмы изменяется резкость предметов находящихся на разных расстояниях от объекта на который сфокусирован объектив фотоаппарата.

Используя большое отверстие можно уменьшить глубину резкости так, что резким останется только главный объект съёмки, а всё ненужное в кадре будет нерезким (размытым). Такой приём довольно часто используют в портретной фотографии, поскольку это привлекает внимание зрителя к главному объекту съёмки (самому резкому).

Используя очень маленькое отверстие диафрагмы, вы можете удлинить зону резкости так, что все объекты в кадре станут резкими. Если вы не забудете прикрыть диафрагму фотографируя пейзаж у вас будет изумительно резкая фотография.

И хотя зона перехода нерезкости в резкость и обратно никогда не имеет чёткой границы, закрывая или открывая диафрагму объектива до определённой величины, подобранной экспериментально, вы можете добиться того, что только нужные объекты в кадре будут резкими.

Сменная и регулируемая диафрагма объектива

В первых фотоаппаратах диафрагма объектива была сменная. К каждому объективу прилагался набор светонепроницаемых пластин с отверстием посередине. Площадь каждого отверстия отличалась от соседнего в 2 раза. Почему именно в 2 раза, вы узнаете в следующих уроках фотографии, посвящённых экспозиционной паре.

Настраивая глубину резкости, фотограф вынимал одну пластину диафрагмы из объектива и вставлял другую. Это было очень неудобно и слишком долго... до тех пор пока не была придумана ирисовая диафрагама = диафрама с ирисовым механизмом регулировки размера отверстия [англ: iris — радужная оболочка глаза]

У фотоаппаратов с ирисовой диафрагмой появился специальный рычажок-переключатель диафрагмы. Перед фотосъёмкой фотограф устанавливал рычажок диафрагмы на нужную отметку, а диафрагма в это время меняла размер своего отверстия

C тех пор механизм ирисовой диафрагмы объектива фотоаппарата остался практически неизменным, а вот рычажок перключения диафрагмы теперь спрятан внутри объектива и поворачивает его микроэлектромотор, в зависимости от таго, какое значение выбрал фотограф или автоматика фотоаппарата.

Автоматическая диафрагма объектива

В современных фотоаппаратах диафрагма закрывается только в момент получения снимка и увидеть как она работает не так-то просто. Чтобы посмотреть как будет выглядеть фотография при закрытой диафрагме, некоторые фотоаппараты снабжены специальной кнопкой - репетир диафрагмы [англ.синоним: DOF preview button], нажав на которую вы можете принудительно закрыть диафрагму до установленного значения и оценить глубину резкости до того, как сделаете снимок.

O неприличных объективах

В современных суперкомпактных и недорогих цифровых фотоаппаратах, а так же в фотокамерах многих телефонов и смартфонов, отсутствует ирисовоый механизма диафрагмы, из-за этого размер отверстия диафрагмы не регулируется. Разумеется, что о регулировке глубины резкости с таким фотоаппаратом можно забыть...

Автоматическая диафрагма объектива

Благодаря ирисовому механизму размер отверстия диафрагмы может изменяться в зависимости от настроек фотоаппарата. Размер отверстия диафрагмы связан с его фокусным расстоянием, поэтому часто называется относительным отверстием.

Зависимость отверстия диафрагмы от фокусного расcтояния объектива

Относительное отверстие диафрагмы

Во время опыта с трубочками вы наверное заметили ещё одно различие – в более длинной трубке меньше света, несмотря на такой же диаметр. Это влияние мы будем учитывать, когда речь пойдёт об экспозиции, а сейчас рекомендую вам взять в руки свой фотоаппарат и сделать простой опыт.

Поставьте зум объектива вашего фотоаппарата на максимальное фокусное расстояние (максимальное приближение), при этом угол зрения объектива станет минимальным. После этого посмотрите как изменился диапазон возможных значений диафрагмы. Вы заметили, что значения диафрагмы изменились, потому, что уменьшилось относительное отверстие объектива, (диафрагма как бы прикрылась за счёт увеличения фокусного расстояния.

Относительное отверстие объектива

Теперь вы догадываетесь, почему значение диафрагмы обозначают как натуральную дробь с буквой f в числителе, например f/11, и часто называют относительным отверстием?

Кто не догадался, подскажу: f - это focus (или фокусное расстояние) вашего объектива, а цифра в знаменателе показывает во сколько раз изменилось соотношение длины и площади сечения (отверстия) нашей трубочки! Эта величина обратно пропорциональна фокусному расстоянию объектива, поэтому и принято её измерять относительно f.

Здесь нужно отметить, что в некоторых книгах по фотографии и, даже в инструкции к фотоаппарату диафрагму обозначают просто заглавной буквой F с цифрой - F11 (наверное для простоты написания). Поэтому, там где важно понимание связи относительного отверстия и фокусного расстояния я буду обозначать диафрагму в виде дроби, во всех остальных случаях буквой F. В любом случае, присутствие буквы F или f говорит о том, что речь идёт о диафрагме.

Вы наверняка слышали термин светосила объектива, но вы не знаете, что это такое? Могу вас обрадовать, вы только что узнали о зависимости светосилы объектива от его фокусного расстояния.

Максимальное отверстие диафрагмы объектива (когда диафрагма полностью открыта) это и есть светосила объектива.

Теперь вы знаете, что светосила длиннофокусного объектива всегда будет хуже, чем короткофокусного. Поэтому, никогда не сравнивайте светосилу объективов с разным фокусным расстоянием.

Диафрагма объектива и глубина резкости

В зависимости от размера отверстия диафрагмы изменяется глубина резко изображаемого пространства, т.е. резкость объектов находящихся на разных расстояниях от объекта съёмки на который сфокусирован объектив - чем дальше от точки фокусировки, тем больше размытие объектов.

На иллюстрации ниже объектив сфокусирован на подсолнух, а фотоаппарат перключен в режим приоритета диафрагмы Av(А). Под картинкой - кнопки переключения диафрагмы объектива: нажмайте на кнопки по-порядку и наблюдайте за тем, как изменяется резкость от размера отверстия диафрагмы

ВЫБЕРИТЕ ДИАФРАГМУ ОБЪЕКТИВА,
нажимая кнопки под картинкой

ДИАФРАГМЕННОЕ ЧИСЛО
F 1.4F 2F 2.8F 4F 5.6F 8F 11F 16 

ВТОРОЕ ПРАВИЛО ГРИП

ПРАВИЛО ОТВЕРСТИЯ ДИАФРАГМЫ

глубина резкости увеличивается при закрытии диафрагмы

меньшее отверстие диафрагмы - больше глубина резкости
больше цифра диафрагмы (диафрагменное число) - больше глубина резкости

В теории всё прекрасно. Однако, часто начинающие фотографы, пытаясь изолировать основной объект съёмки от фона с помощью уменьшения ГРИП (глубины резкости) терпят неудачу. Причин тому может быть несколько.

Путаница в настройках фотоаппарата: какое обозначение диафрагмы соответствует большой ГРИП, а какое малой? Если вы запомните, что диафрагма = глубина резкости, то всё становится на свои места: большая цифра = большая глубина резкости (на букву F или f внимание не обращаем, даже если диафрагма обозначена натуральной дробью).

А что с отверстием? Большая Глубина резкости это маленькое отверстие? А может наоборот? Экспериментируйте с глубиной резкости добиваясь максимальной выразительности ваших фотографий и вы со временем всё поймете сами. А если вы сделали простой опыть с диафрагмой объектива и глубиной резкости - вы уже никогда не забудите какое отверстие диафрагмы даёт максимальную глубину резкости!

Но, даже если у вас светосильный объектив и ирисовая диафрагма открыта полностью, и вы всё правильно настроили ... иногда очень трудно добиться маленькой глубины резкости, особенно на компактных фотоаппаратах... Подробности вы можете найти в статье о поисках размытого фона при фотосъёмке "мыльницей".

Из цитатника фотографа

Портрет — это не сходство. Как только эмоция или факт преобразуются в фотографию, они перестают быть фактом, чтобы стать мнением. В фотографии не существует неточности. Все фотографии точны, но ни одна из них не является правдой

Ричард Аведон