Эквивалентные экспозиционные пары
Из предыдущего урока фотографии вы могли узнать, что правильная экспозиция очень важна для получения хорошей фотографии и уровень фотографа оценивается его умением снять кадр с правильной экспозицией в любых условиях освещения. Мы выяснили, что правильная экспозиция в соновном определяется длительностью выдержки. Однако, если фотографу нужно изменить глубину резкости снимаемого кадра и он изменит значение диафрагмы объектива, не меняя значение выдержки то получит слишком тёмную или слишком светлую фотографию. Для компенсации изменеия диафрагмы фтографу следует изменить ещё и выдержку - т.е. подобрать
Зачем нужны эквивалентные экспозиционные пары
Итак, в прошлом уроке фотографии, автоматика фотоаппарата рассчитала, что
Те фотографы, которые внимательно изучили предудыщий урок, помнят, что
Будем угадывать или делать пробные снимки?
Самый простой способ - установить режим приоритета диафрагмы, в этом случае к выбранной вами диафрагме автоматика
Продвинутый же фотограф, желающий научитья полностью контролировать настройку фотоаппарата,
Эквивалентная экспозиционная пара – это новое сочетание
диафрагмы и выдержки не меняющее требуемую экспозицию
Как рассчитать эквивалентные пары выдержки и диафрагмы
Представим, что фотограф решил сфотографировать красивый пейзаж при тех же условиях (выдержка 1/125 и дафрагма f/5.6). Нашему фотографу нужна большая глубина резкости - он закрывает диафрагму установив её на значение f/16 и...
...соединяет таблицу стандартных значений выдержки
1/500 | 1/250 | 1/125 | 1/60 | 1/30 | 1/15 |
и таблицу стандартных значений диафрагмы из предыдущего урока
f/2.8 | f/4 | f/5.6 | f/8 | f/11 | f/16 |
так, чтобы выбранные исходные значения
выдержки и диафрагмы оказались в одном столбце новой таблицы
Каждый столбец этой новой таблицы даёт нам значения диафрагмы и выдержки для правильной экспозиции кадра, естественно, при конкретных условиях съёмки.
Новая таблица называется
Таблица эквивалентных выдержки и диафрагмы
1/500 | 1/250 | 1/125 | 1/60 | 1/30 | 1/15 |
f/2.8 | f/4 | f/5.6 | f/8 | f/11 | f/16 |
Напомню, что в нашем примере правильная экспозиционная пара взята «с потолка», так как для понимания сути вопроса конкретные значения выдержки и диафрагмы не важны.
Кто сомневается, что соседние значения диафрагмы изменяют количество света в 2раза, но ещё помнит формулу площади круга, могут проверить это высказывание – однако, не будьте слишком строги, округляйте полученные значения площади относительного отверстия :о)
Посмотрите таблицу стандартных значений выдержки и диафрагмы - какая выдержка стоит в одном столбике с диафрагмой f/16? Правильно 1/15 секунды - её то мы и установим!
Мы подобрали новую экспозиционную пару для наших условий съёмки:
1/500 | 1/250 | 1/125 | 1/60 | 1/30 | 1/15 |
f/2.8 | f/4 | f/5.6 | f/8 | f/11 | f/16 |
Любой столбец таблицы стандартных значений выдержки и диафрагмы
Настройки фотоаппарата, подходящие для выбранных условий съёмки и дающие одинаковое количество cвета называются эквивалентными,
а пары выдержка-диафрагма —
Не надо зазубривать эту таблицу. Таблица приведена для наглядности - когда вы будете фотографировать в ручном режиме она вам пригодится... Чем больше вы будете фотографировать, тем быстрее вы запомните стандартные значения выдержки и диафрагмы
Пока вы не знакомы с ручными настройками фотоаппарата в режиме М, вы легко можете автоматизировать подбор эквивалентных экспозиционных пар - для этого достаточно переключить ваш фотоаппарат в режм P и перебирать предлагаемые пары выдержки и дифрагмы - они точно будут эквивалентные
ВЫБЕРИТЕ ЭКСПОЗИЦИОННУЮ ПАРУ в режиме P,
нажимая кнопки под картинкой

Подбор экспозиционных пар при изменении условий освещения
А теперь, представим, что мы зашли в тень. Cвeта стало меньше - условия фотосъёмки изменились. Чтобы компенсировать изменение освещённости в нашей таблице экспопараметров сделаем вот что: сместим строки таблицы на величину изменения освещённости - в этом примере на один столбец.
Мы подобрали экспозиционную пару для новых условий съёмки:
1/500 | 1/250 | 1/125 | 1/60 | 1/30 | 1/15 | ← |
→ | f/2.8 | f/4 | f/5.6 | f/8 | f/11 | f/16 |
А если станет ещё темнее? Правильно, смещаем строки ещё на один шаг. Точно так же смещаем строки таблицы стандартных экспозиционных параметров при увеличении освещённости - только в другую сторону!
Свойство стандартных значений выдержки и диафрагмы
Если вы посмотрите на таблицу стандартных значений выдержки повнимательнее, то заметите, что соседние значения выдержки
При этом нет необходимости считать количество света или устаривать "пляски с бубном" :о) - всё упрощается то простой арифметики - считаем шаги измения одного параметра экспозиции и на столько же (но уже в другую сторону) изменяем второй.
Одно изменение стандартного значния выдержки или диафрагмы
изменяет количество cветa, попавшего на матрицу
цифрового фотоаппарата или фотоплёнку в 2раза.
Такое изменение называется шаг, ступень или стоп (от англ. f–stop)
Eсли мы увеличиваем один из экспозиционных параметров,
то на столько же ступеней мы должны уменьшить второй