http://freefotohelp.ru/class10.html

Эквивалентные экспозиционные пары

Из предыдущего урока фотографии вы могли узнать, что правильная экспозиция очень важна для получения хорошей фотографии и уровень фотографа оценивается его умением снять кадр с правильной экспозицией в любых условиях освещения. Мы выяснили, что правильная экспозиция в соновном определяется длительностью выдержки. Однако, если фотографу нужно изменить глубину резкости снимаемого кадра и он изменит значение диафрагмы объектива, не меняя значение выдержки то получит слишком тёмную или слишком светлую фотографию. Для компенсации изменеия диафрагмы фтографу следует изменить ещё и выдержку - т.е. подобрать эквивалентную экспозиционную пару

Зачем нужны эквивалентные экспозиционные пары

Итак, в прошлом уроке фотографии, автоматика фотоаппарата рассчитала, что оптимальная экспозиция в конкретных условиях освещения снимаемых объектов получится при диафрагме f/5.6 и выдержке 1/125сек. Но фотограф снимает портрет и его не устраивает глубина резкости при диафрагме f/5.6 Естественно, он открывает диафрагму объектива пошире - насколько позволяет объектив его фотоаппарата - f/2.8.

Те фотографы, которые внимательно изучили предудыщий урок, помнят, что открытая диафрагма повлияла на экспозицию. И чтобы не получить слишком светлую фотографию нашему фотографу нужно подобрать новую выдержку, для компенсации избытка света от полностью открытой диафрагмы объектива.

Будем угадывать или делать пробные снимки?

Самый простой способ - установить режим приоритета диафрагмы, в этом случае к выбранной вами диафрагме автоматика фотоаппарата сама подберёт нужную выдержку, но увы, далеко не всегда правильную :о(

Продвинутый же фотограф, желающий научитья полностью контролировать настройку фотоаппарата, перключит фотоаппарат в ручной режим М и установит выдержку сам, потому что он знает что такое эквивалентная экспозиционная пара

Эквивалентная экспозиционная пара – это новое сочетание
диафрагмы и выдержки не меняющее требуемую экспозицию

Как рассчитать эквивалентные пары выдержки и диафрагмы

Представим, что фотограф решил сфотографировать красивый пейзаж при тех же условиях (выдержка 1/125 и дафрагма f/5.6). Нашему фотографу нужна большая глубина резкости - он закрывает диафрагму установив её на значение f/16 и...

...соединяет таблицу стандартных значений выдержки

1/500 1/250 1/125 1/60 1/30 1/15

и таблицу стандартных значений диафрагмы из предыдущего урока

f/2.8 f/4 f/5.6 f/8 f/11 f/16

так, чтобы выбранные исходные значения
выдержки и диафрагмы оказались в одном столбце новой таблицы

Каждый столбец этой новой таблицы даёт нам значения диафрагмы и выдержки для правильной экспозиции кадра, естественно, при конкретных условиях съёмки.
Новая таблица называется

Таблица эквивалентных выдержки и диафрагмы

1/500 1/250 1/125 1/60 1/30 1/15
f/2.8 f/4 f/5.6 f/8 f/11 f/16

Напомню, что в нашем примере правильная экспозиционная пара взята «с потолка», так как для понимания сути вопроса конкретные значения выдержки и диафрагмы не важны.

Кто сомневается, что соседние значения диафрагмы изменяют количество света в 2раза, но ещё помнит формулу площади круга, могут проверить это высказывание – однако, не будьте слишком строги, округляйте полученные значения площади относительного отверстия :о)

Посмотрите таблицу стандартных значений выдержки и диафрагмы - какая выдержка стоит в одном столбике с диафрагмой f/16? Правильно 1/15 секунды - её то мы и установим!

Мы подобрали новую экспозиционную пару для наших условий съёмки:

1/500 1/250 1/125 1/60 1/30 1/15
f/2.8 f/4 f/5.6 f/8 f/11 f/16

Любой столбец таблицы стандартных значений выдержки и диафрагмы обеспечивает одинаковое количество свeта поступающего на матрицу цифрового фотоаппарата или фотоплёнку в конкретных условиях освещения.

Настройки фотоаппарата, подходящие для выбранных условий съёмки и дающие одинаковое количество cвета называются эквивалентными,
а пары выдержка-диафрагма — эквивалентными экспозиционными парами.

Не надо зазубривать эту таблицу. Таблица приведена для наглядности - когда вы будете фотографировать в ручном режиме она вам пригодится... Чем больше вы будете фотографировать, тем быстрее вы запомните стандартные значения выдержки и диафрагмы

Пока вы не знакомы с ручными настройками фотоаппарата в режиме М, вы легко можете автоматизировать подбор эквивалентных экспозиционных пар - для этого достаточно переключить ваш фотоаппарат в режм P и перебирать предлагаемые пары выдержки и дифрагмы - они точно будут эквивалентные

ВЫБЕРИТЕ ЭКСПОЗИЦИОННУЮ ПАРУ в режиме P,
нажимая кнопки под картинкой

Экспозиционные пары
ЭКСПОЗИЦИОННЫЕ ПАРЫ В ПРИМЕРАХ
1 2 3 4 5
6 7 8 9 ?

Подбор экспозиционных пар при изменении условий освещения

А теперь, представим, что мы зашли в тень. Cвeта стало меньше - условия фотосъёмки изменились. Чтобы компенсировать изменение освещённости в нашей таблице экспопараметров сделаем вот что: сместим строки таблицы на величину изменения освещённости - в этом примере на один столбец.

Мы подобрали экспозиционную пару для новых условий съёмки:

1/500 1/250 1/125 1/60 1/30 1/15
f/2.8 f/4 f/5.6 f/8 f/11 f/16

Экспо-пара изменилась, но любой столбец новой таблицы нам подходит по прежнему!

А если станет ещё темнее? Правильно, смещаем строки ещё на один шаг. Точно так же смещаем строки таблицы стандартных экспозиционных параметров при увеличении освещённости - только в другую сторону!

Свойство стандартных значений выдержки и диафрагмы

Если вы посмотрите на таблицу стандартных значений выдержки повнимательнее, то заметите, что соседние значения выдержки отличаются примерно в 2 раза. Точно так же каждое следующее значение диафрагмы уменьшает количество свeта поступающего на матрицу фотоаппарата тоже в 2 раза. И наоборот - предыдущее значение диафрагмы увеличивает количество cвета попавшего на пиксели матрицы, и тоже в 2 раза. Именно поэтому эти значения выдержки и диафрагмы называются стандартными и ой, как облегчают жизнь фотографа.

При этом нет необходимости считать количество света или устаривать "пляски с бубном" :о) - всё упрощается то простой арифметики - считаем шаги измения одного параметра экспозиции и на столько же (но уже в другую сторону) изменяем второй.

Одно изменение стандартного значния выдержки или диафрагмы изменяет количество cветa, попавшего на матрицу цифрового фотоаппарата или фотоплёнку в 2раза.
Такое изменение называется шаг, ступень или стоп (от англ. f–stop)

Eсли мы увеличиваем один из экспозиционных параметров,
то на столько же ступеней мы должны уменьшить второй